Где Лодку
С-56 путешествовала с момента создания — ее начали собирать в Ленинграде, а закончили и спустили на воду во Владивостоке. Молодой экипаж новенькой «эски» рвался на фронт — шел 1941 год. Осенью 42-го подводники отправились по амбициозному для тех времен маршруту — к Кольскому полуострову через Курилы, Камчатку и Алеутские острова, гавани США, Канады и Шотландии.
Что такое кругосветный «круиз» на подводной лодке? Это когда 45 человек живут по строгому военному режиму. Под тоннами воды идет своя жизнь — с байками и предвкушением первого настоящего боя, а потом наступает секундная готовность отразить атаку врага. Когда в американских гаванях можно оглядеться по сторонам и угоститься заморскими сигаретами. Когда снова уходишь под воду, а тебя встречают штормы, тайфуны и волны высотой с пятиэтажный дом.
19 раз «эску» объявляли погибшей, но в 1954-м экипаж вернулся в родной Владивосток, завершив «кругосветку».
За 153 дня плавания С-56 прошла 2 океана и 9 морей, добралась до городка Полярный и до конца войны защищала наши границы. 19 раз «эску» объявляли погибшей, но в 1954-м экипаж вернулся в родной Владивосток, завершив «кругосветку». Еще через 20 лет субмарине подарят вторую, мирную жизнь. Теперь это плавучий музей на Корабельной набережной Владивостока. Здесь каждый день, в память о подводных подвигах, поднимают военно-морской флаг СССР.
Как добраться
Владивосток, Корабельная набережная. Работает ежедневно с 10:00 до 20:00. Вход — 100 рублей.
С-189. Подводная «отличница»
Осенью 1954 года Балтийский завод спустил на воду не лодку, а «палочку-выручалочку» для нескольких поколений моряков. С-189 исправно выполняла боевые задания в Атлантике и Балтийском море. На ней проверяли новое оружие и учили «зеленых» матросов подводной жизни. В мирное время лодка красовалась на парадах и участвовала в показательных торпедных стрельбах. Безупречные 35 лет жизни могли бы закончиться бесславным демонтажем и утилизацией. Но и тут субмарина привлекла к себе внимание — неожиданно затонула в Кронштадте.
На помощь С-189 пришли ветераны-подводники Балтийского флота. Через 7 лет после затопления лодку подняли и отправили в док. Еще 5 лет — и «отличница» С-189 превратилась в плавучий музей на набережной Лейтенанта Шмидта.